Учим детей быть щедрыми.
Когда моя дочь была малышкой, мы ходили с ней гулять во двор, где она играла в песочнице с другими детьми. Мы все — и дети и родители, гуляющие со своими малышами, ежедневно наблюдали одну и ту же сцену. Одна девочка 2-х лет, ровесница моей дочки, выходила гулять с грудой игрушек, которую брала у мамы из сумки и укладывала вокруг себя в песочнице. Но так как игрушки эти переставали ее интересовать, она не играла ими, «нацеливаясь» на чужие. Продолжалось это до тех пор, пока другие дети не начинали потихоньку тянуть свои ручки к ее игрушкам.
Вот тогда и начинался весь спектакль. Девочка начинала хватать все подряд, но так как не могла ухватить все и сразу, игрушки валились мимо ее рук на песок или попадали прямо в руки других детей. И если она видела, что кто – то из детей уже играет ее игрушкой, начинался неимоверный крик на весь наш двор, а то начиналась «битва» за игрушку, зачинщицей которой была все та же девочка. Ее мама сначала начинала спокойно объяснять ей, что жадничать не хорошо. Но ее терпения хватало всего лишь на несколько минут, девочка начинала свирепеть и ничего не слушала.
Наступал черед мамы. Здесь уже она брала «бразды правления» в свои руки и начинала кричать на дочь, называя ее жадиной и вредной + противной, а потом присоединялись ко всему этому шлепки по попе. Заканчивалось все истерикой девочки и мамы в том числе, которая отбирала у малышки игрушки, говоря, что отдаст их другим малышам, и они шли домой или в уединенное место для прогулки.
Мама девочки таким образом пыталась научить ребенка, якобы, щедрости. Конечно, это большая ошибка с ее стороны, в результате которой у ребенка все больше и больше проявлялась жадность вперемешку с агрессивностью, которая включалась, в свою очередь, как механизм защиты. На самом деле множество игрушек, которые были у девочки, не принадлежали ей вовсе.
Умение быть собственником.
Для того, чтобы ребенок почувствовал, что это его вещи, его необходимо научить быть собственником. Это важно для воспитания щедрости у ребенка.
Любимые игрушки очень дороги для малышей. 2-х летнему ребенку не понятно, как это он может поделиться своей игрушкой. Это все равно для него, что отдать свою часть тела. В этом возрасте дети не могут четко определять границы своего тела. Поэтому, любимые вещи для него не раздельны с ним в его сознании.
Малыши становятся щедрыми в том случае, если будут четко знать, что мама или папа с уважением относятся к их праву обладать своими вещами. Когда моя дочь брала в детский сад свои любимые или новые игрушки, я объясняла ей, что придется делиться ими с ребятами. И мы договаривались, если она все же берет их, то будет играть вместе с друзьями, либо пока она не привыкнет к ним, возьмет в сад те игрушки, к которым привыкла и готова поделиться. Чаще всего она выбирала второй вариант. Зато щедро делилась с ребятами в группе своими игрушками, зная, что дома ее ждут новые или самые любимые. Она и сейчас с доверием относится к нашим договорам, потому что знает, что родители уважают ее право всецело обладать своими вещами.
Если родители не уважают потребности ребенка, а действуют примерно так, как мама в начале статьи, ребенок вырастает эгоистичной личностью. Щедростью обладают те, кто знает и чувствует, что его любят и ценят, кто любит себя, но не эгоистично.
У нас, взрослых, тоже есть любимые вещи, которыми мы не хотим делиться с другими. Так почему наши дети не могут иметь такого права на свои вещи? Отношение к собственным вещам нужно показывать на личных примерах. Иногда дочка просит у меня поносить какую – нибудь брошку или платок и даже попользоваться моей косметикой. Я даю ей эти вещи, но не разрешаю пользоваться моей косметикой, объясняя, что у нее есть своя, которой я не пользуюсь. Объясняю, что это личные вещи, как и в случае с зубными щетками или расческами для волос.
Как только ребенок научится быть собственником, он откроется для других, научится быть щедрым, открытым, великодушным. Не нужно бояться уважать чувства ребенка, ведь благодаря этому уважению мы учим детей быть щедрыми, искореняя жадность.
И когда подросток однажды откроет свой шкаф и увидит там массу интересных игр, когда его комната будет заставлена компьютером, телевизором и различными приставками, к нему придет осознание, что без друзей все это теряет смысл, что без них все эти вещи не приносят никакой радости. А радость – это жизненная сила, дающая нам мощную энергию, которая приносит массу положительных эмоций, впечатлений, благодаря которым человек вдохновляется и с уверенностью двигается навстречу своим мечтам, осуществляя их.
Давайте неустанно учить наших детей щедрости, открытости и великодушию, показывая это на своем примере. Это еще один путь на пути к своему совершенству.
Путь к совершенству комментарии
Щедрость и Жадность
Владимир Шебзухов
По Евгению Санину (Монах Варнава)
У Жадности просила Щедрость:
«Отвергнешь просьбу ты любую,
Но дай, не посчитай за дерзость,
Кастрюлю, самую большую!»
«Не дам!» — как отрубила, Жадность.
Тому не привыкать ушам.
Ещё услышим, не однажды,
От Жадности: «Не дам, не дам!»
Не стала спорить и перечить
(Не спорь и ты о том, дружок),
Но Щедрость принесла под вечер
Ей испечённый пирожок.
«А почему один всего лишь,
И мал, не знаешь, как и взять?
Ты, Щедрость, знать, себе позволишь
По болеe всё отдавать!»
«Везде просить кастрюли стала,
Уж, коль с тобою не срослось.
У всех, кого б ни угощала,
Кастрюль поменьше не нашлось!»
Осталась Жадность «с носом» так…
(Наелся ж, кто-то досыта!)