Младшие школьники. Период адаптации.
Вот и закончилось такое короткое теплое лето. Наступает новый учебный год. Вновь пойдут в школу ребята, кто – то в последний, выпускной класс, а бывшие дошколята первый раз.
Проблема адаптации первоклассников и младших школьников всегда актуальна. И поэтому, дорогие родители будьте крайне внимательны к тому, что происходит и будет происходить с вашим ребенком в процессе обучения и вне этого процесса, чтобы вовремя прийти ему на помощь и сократить период адаптации до минимума.
По теории время адаптации к новым условиям продолжается 5 – 6 лет, даже у взрослого человека. Но если вы, как любящие родители, всегда будете рядом и будете постоянно оказывать только поддержку и проявлять только одобрение, заботясь при этом о психологическом здоровье ребенка, то ваш школьник очень быстро привыкнет к новым для него изменениям, к новым условиям за месяцы и даже недели.
Начальная школа, особенно поступление в первый класс, являются одним из самых значимых и ярких моментов в жизни. Это переход на новый уровень развития, изменение эмоционального состояния, новые проявления интеллектуальных способностей.
Качественные и количественные показатели успехов. Что важнее?
Но, к великому сожалению, многие педагоги и родители больше внимания уделяют количественным показателям получаемых знаний, а не качественным изменениям, которые как раз и являются самыми весомыми показателями в новой для ребенка системе. Ведь именно качественные показатели могут быть позитивными, а могут оказаться и негативом, укрепляя или подрывая психическое здоровье первоклассника. Отсюда и возникают нарушения психологического характера, которые в последствии исправить бывает довольно сложно, по сравнению с пробелами в учебе. Поэтому очень важно обращать больше внимания на эмоциональное состояние ребенка.
Дело в том, что при первых же трудностях в школе, без поддержки со стороны взрослых (педагогов и тем более родителей) у ребенка появляется страх наказания от любой своей неудачи, пропадает вера в себя и свои силы, исчезает интерес к учебе.
Самосознание и самооценка.
Формирование самосознания младших школьников переходит на новый виток:
1. Осознание своих прав и обязанностей.
У первоклассника появляется очень много обязанностей, вызванных требованиями педагогов: не бегать, не шуметь, внимательно слушать учителя, не перебивая его, не опаздывать, быть всегда аккуратным и вежливым, выполнять заданные уроки и много чего еще. И чтобы получить статус «хорошего», «покладистого» ученика, он обязан беспрекословно выполнять все требования старших. Однако, о своих правах он осведомлен намного меньше. Все точно так же, как у взрослых. Мы зачастую не знаем своих прав.
В случае с младшими школьниками, те обязанности, которые они должны выполнять, имеют направление на сдерживание естественности ребенка, то есть чувств, эмоций, своей точки зрения. Одним словом, направлены на послушание, которое угодно учителю, но закрепощает ребенка. А последствием этого у школьника может возникнуть негатив к школе и ожидание полного «раскрепощения» за ее пределами, на улице, там же можно бегать и прыгать, кричать и смеяться.
А представьте, если еще и родители будут ограничивать его только одними обязанности. Где же ребенку отдыхать? Представьте себя на его месте и вспомните, что для вас было необходимо в этот период жизни? Сказывается ли в настоящее время то, чего вы не дополучили тогда? Только хорошо подумайте, не обманывая себя. Все мы родом из детства.
Поэтому необходимо четко разграничить права и обязанности вашего сына или дочери, начиная с самого первого класса. Для этого нужно собраться на семейный совет и обговорить все по пунктам. А если нужно, то написать на бумаге, можно даже в виде договора. Прописывайте во всех подробностях, ничего не упуская. Обговаривайте поощрения или наказания в случае несоблюдения договора. Мы практиковали это с нашими детьми, работает!
2. Потребность в признании.
Все для первоклассника в школе происходит впервые. Впервые он знакомится и учится новым нормам устной и письменной речи, новой программе обучения математики. Кроме этого, появилось множество новых предметов, сложных пока для его восприятия. Младший школьник узнает и ощущает на себе сравнение его деятельности с деятельностью своих сверстников через оценочную систему. Радует то, что 5 бальную систему отменили в на начальном этапе. В настоящее время оценивают с помощью смайликов или звездочек. Тем не менее, все же происходит сравнение – у кого их больше.
Волей не волей у первоклассника появляется некая зависимость от оценочной позиции взрослых, особенно учителей. Здесь важную роль играет тот фактор, какая самооценка формируется у ребенка на момент поступления в первый класс. И если родители не смогли привить ему адекватность самооценки, то в младшем школьном возрасте она легко и резко может измениться, то есть из заниженной стать завышенной и наоборот. И это может серьезно сказаться на общем развитии личности ребенка.
Поэтому взрослые, особенно родители, должны всегда находиться рядом, быть в курсе событий, отслеживать, чем живет ребенок. Но не для того, чтобы наказать его за малейший промах, а чтобы поддержать, дать ему ценный и нужный совет, уверенность в своих силах. А он сможет все, поверьте!!! Иногда сами родители не верят в своих детей, а это большой промах с их стороны. Потом вырастает личность, которой никто не будет доверять, да и сам человек не сможет доверять окружающим, потому что он привык к этому в детстве.
Если для ребенка, «благодаря» окружающим его взрослым, самой главной ценностью становится обучение в школе и полученные оценки, то у него появляется чувство неполноценности, и это негативно может сказаться на всей его жизни.
Помогайте своим любимым чадам, дорогие родители. Даже если в школе не все благополучно, а дома у ребенка есть мощный тыл в качестве мудрых и любящих его мамы и папы, то он вырастет успешным, независимым и свободным человеком, который будет обладать внутренней гармонией, излучая ее для других. И это действительно так!
Завтра продолжим. До встречи!
Оставьте первый комментарий!