Формирование самооценки. Что заложили, то получили
Самооценка, а точнее её формирование закладывается исключительно в семье с самого раннего возраста малыша. Что мы, родители заложили в своего ребенка, то и получили, в результате. То есть не мы, а наши взрослые дети.
Но самооценка, в свою очередь – это не монолит, который нельзя сдвинуть с места. Самооценка может меняться в течение жизни у каждого из нас. Это зависит от индивидуума, его отношения к себе в первую очередь, его отношения к жизни. И тем не менее, основы закладываются в детстве нашими родителями, а теперь и нами по отношению к нашим детям.
Как происходит формирование самооценки? Обратите внимание, когда мы начинаем одобрять поступки наших детей, когда они действительно заслуживают одобрения, или подбадриваем их в трудную для них минуту, придавая уверенность, происходит некая эмоциональная подпитка для ребенка со стороны любящих родителей. В результате чего самооценка повышается, ребенок понимает, что его любят в семье и всегда готовы прийти ему на помощь.
В противоположном случае, когда ребенок растет, как придорожная трава, и ему мало уделяют внимания или постоянно укоряют и упрекают, он чувствует, что никому не нужен и что бы он ни сделал, все равно будут ругать. Об уверенности ребенка в этом случае можно забыть.
Похвала с родительской стороны может быть:
-направлена лично на ребенка, то есть, мы оцениваем самого ребенка;
-направлена на его действия и поступки.
Когда мы хвалим и оцениваем ребенка, мы формируем его самооценку к себе. От этого, по большому счету, будет зависеть его отношение к самому себе в будущем. Важно знать золотую середину, научить ребенка адекватно оценивать себя, то есть ни высоко, ни низко.
В случае похвал его поступков, мы оцениваем его действия. Здесь как раз происходит оценка «хороших» и «плохих» поступков. И не только оценка, но и подробное объяснение, разговор с ребенком, который поможет ему правильно с помощью родителей самому оценить любое свое действие, будь то «плохо» или «хорошо».
Не забываем умело использовать метод кнута и пряника. Помним всегда, что одно наказание в день заменяется похвалой 14 раз. Если наказали два раза, ищите, за что можно похвалить еще 14 раз. Таким образом, получается формула:
1 наказание=14 похвал
Высокая самооценка.
Формируется в том случае, когда родители постоянно говорят ребенку, что он самый лучший, что у него все получится лучше всех. При этом ему все дозволено, все прихоти его удовлетворяются. Начинается это с младенчества, когда родители начинают идти на поводу у малыша и следуют принципу: «Чем бы дитя не тешилось…» Когда ребенок подрастает, они сами не рады его капризам, но не зря существует пословица: «Учи ребенка, пока он поперек лавки лежит» (то есть, когда он совсем маленький).
Все бы может быть и хорошо, вот только воспитанный в таких условиях эгоист не будет, став взрослым, соотносить свои интересы с интересами других людей. Вырастет черствым и безразличным. И это бы ладно, но ему самому будет очень трудно в жизни, он не сможет взаимодействовать в обществе, а с ним просто не захочет взаимодействовать его окружение. Среди ваших знакомых наверняка есть люди с завышенной самооценкой? Тогда за примером далеко ходить не надо.
Низкая самооценка.
Формируется в тех случаях, когда родители только и делают, что на каждом шагу предупреждают ребенка о разного рода опасностях, подстерегающих его за каждым углом. «Любящие» родители постоянно напоминают ему, что он «неряха», «неумеха», а то еще и «бестолковый» и ничего — то у него не получается, и что бы он ни сделал, все наперекосяк. Вырастает личность не только с низкой самооценкой, но еще и абсолютно не уверенная в себе. Будучи взрослым, человек с заниженной самооценкой постоянно будет испытывать страх перед каждым начинанием и решится ли начать что – либо вообще — большой вопрос. Это будущий неудачник, как правило, которого глубоко в его душе сформировали его же родители. Помните изречение? «Повторяй ему 9 раз, что он свинья, на десятый он захрюкает».
Повторюсь – всегда должна быть золотая середина. Крайности и перекосы в отношении формирования успешной личности детей оставляем где – нибудь в мусорном баке и сжигаем их там навсегда! О крайностях материнской любви читайте здесь.
Мама формирует личную самооценку ребенка, а папа — направление его деятельности, его интересов расстановку его приоритетов.
Ребенок — это всегда отражение семьи. Если в семье царит взаимопонимание между родителями, любовь и уважение, где папа – добытчик и защитник, а мама — хранительница очага, душевного и домашнего тепла и уюта, то и ребенок будет спокойным, уравновешенным, с адевкатной самооценкой. Его развитие будет осуществляется в нужном направлении, соответствующем росту гармоничной личности в целом.
Формирование самооценки начинается с нас, уважаемые взрослые. Что закладываем в наших детей, то и получаем в будущем.
Любите своих детей созидательной любовью, готовьте их к жизни, говоря с ними обо всех её сторонах. Учите принимать мир и людей такими, какие они есть. Оказывайте поддержку детям, хвалите и одобряйте их самих и их поступки. Говорите с ними о их неудачах или проступках. Ничего не упускайте из виду, не пускайте на самотек. Чаще улыбайтесь, смейте, шутите, рассказывайте сказки. Чаще обнимайтесь, целуйтесь, смотрите в глаза своих детей любящим взглядом.
Учите ребенка адекватно относится к себе и окружающему миру.
Обратите прямо сейчас, в данный момент времени свой внутренний взгляд на себя и задайтесь следующими двумя вопросами:
«Какая самооценка у меня?»
«Что я могу дать своему ребенку с такой самооценкой?»
Удачи! Действуйте. И помните, вся наша жизнь – игра.
Оставьте первый комментарий!