Слушая других. 

Слушая другихУмеем ли мы слушать других людей? Конечно! – скажете вы.

А слышать?… Мы просто иногда не задумываемся над этим.

Но ведь это абсолютно разные вещи. Слушать и слышать.

Когда мы слушаем собеседника, мы можем легко отвлекаться на более интересные для нас моменты или думать о чем – то своем, строить какие – то свои планы, пока он что – то рассказывает нам. Знакомая ситуация? Происходит это в том случае, конечно, когда тема, затронутая собеседником для нас неинтересна. Однако, уходя в свои мысли, мы можем делать вид, что слушаем.

А для чего это делать, если неинтересно? Просто из вежливости или принципиально? А может быть, есть другая причина? И может быть, стоит сказать своему собеседнику честно, что мы в данный момент не можем его выслушать. Вот тогда мы поступим вежливо, а не будем играть в вежливость изо всех своих сил, лишь бы не обидеть. Поступив именно так, мы поступаем честно и вежливо, в первую очередь, с собой. Во первых потому, что избавляем себя от излишнего напряжения и освобождаем, тем самым, своего собеседника от рассказа в пустоту.

Ведь ему необходимо высказаться, поделиться своей радостью или рассказать о наболевшей проблеме. Ему очень важно, чтобы его выслушали и помогли, если необходима помощь. А если мы не слышим его, а только слушаем или и не слушаем вообще, а только делаем вид, то начинаем задавать много вопросов после его рассказа. В результате оказывается, что об этом собеседник уже все рассказал. Какие вас посетят чувства тогда? А каково ему от того, что он общался с пустотой? Над этим стоит задуматься.

Искусство слышать.

Слушая другихЕсли мы не слышим того, что нам говорят, мы не можем искренне порадоваться, посочувствовать, поддержать или помочь человеку. Просто, когда мы действительно слышим собеседника, вслушиваемся во все детали его рассказа, мы не задаем лишних вопросов ему. То есть, мы в теме разговора, мы понимаем нашего собеседника. Мы слышим и можем от души порадоваться вместе с ним, повышая тем самым настроение ему и себе. Мы можем посочувствовать, а главное, поддержать его в трудную минуту и испытать при этом много положительных эмоций от того, что мы сделали так, чтобы человеку в трудную минуту стало легче. Мы делаем это, как волшебники, исцеляя душу своему близкому человеку, другу или просто знакомому. От этого становится на душе легко и комфортно. Вот оно, чудо!

Слышать или услышать другого – это искусство, это одно из составляющих успеха. Иногда этому приходится учиться. Например, профессионалам, чья деятельность вплотную связана с оказанием помощи другим людям. Например, представьте себе, что вы обратились за помощью к психологу, а он не слышит вас, сидит и мечтает о своем во время вашего рассказа. Какую помощь вы можете получить? Или, врач на приеме в поликлинике. Вы ему про болячки, а он о своем размечтался. Какой эффект от лечения? Или пришли вы к своему начальнику, а он постоянно отвлекается во время разговора. Ему не до вас, он вас слушает, но не слышит. Так и проигнорирует.

Это относится к профессиональному слушанию. В этом случае слышать другого просто необходимо для того, чтобы оказать профессиональную и квалифицированную помощь. А мы с вами говорим об умении слушать и при этом слышать друг друга в нашей обыденной жизни. Развивая у себя искусство слушать и слышать других людей, мы тем самым, учимся слышать себя. А услышав себя, мы сможем ответить на все свои вопросы, поставить перед собой любую цель и легко добиться её. И так до бесконечности на пути к успехам и мечтам.

А сейчас,  небольшое

домашнее задание.

Попробуйте проанализировать любые две предстоящие беседы с разными людьми. Пусть один ваш собеседник будет для вас интересным, а другой – нет. Важно в задании то, чтобы вы уловили все сказанное вашим собеседником как в первом, так и во втором случае, чтобы вы не только слушали, но и услышали его, уловили суть его рассказа, не перебивая. Кстати, часто мы начинаем перебивать собеседника, не дослушав его. Это тоже относится к неумению слышать, так как в данном случае мы слышим только себя.

Для этого, после двух бесед ответьте себе письменно на вопросы, расчертив предварительно таблицу с двумя столбцами (для первой беседы и второй):

-Какие у вас взаимоотношения? Что общего между вами?

-Что вы услышали в первом случае, а что во втором? Что не услышали?

-С какой целью был рассказ в первом случае и во втором (чем хотел поделиться с вами ваш собеседник)?

-Внимательно ли вы слушали рассказ в первом случае и во втором?

-Отвлекались ли, уходили в свои мысли? В каком случае, в первом или во втором? С какого момента?

-Задавали вопросы, о которые вам уже поведал собеседник, а вы не услышали?

-Какие чувства вас переполняли в первом случае, а во втором?

-Какие эмоции возникали в том и другом разговоре?

-Приходилось ли перебивать собеседника?

-Было ли желание встать и уйти?

-Было ли желание честно признаться, что вам это неинтересно?

Ответив на вопросы, признайтесь себе, в каком случае вы вели себя искренне и открыто. Только честно ответьте. Так же честно, как и отвечали на вопросы. Может быть, вы во втором случае не упустили ни одной детали  и смогли оказать существенную помощь и поддержку собеседнику. Тогда вы отличный собеседник и вам можно доверять. Возможен и другой момент, что даже во время рассказа интересного для вас человека вы «уходили» далеко и надолго.

Проанализируйте это и сделайте соответствующие выводы для себя.

Удачи вам и творчества в умении слушать и слышать других.