Между жизнью и смертью. Пограничное поведение детей, подростков, молодежи.

Между жизнью и смертью.Приветствую Вас, уважаемый читатель. Сегодня продолжу тему, начатую несколько дней назад в статье о мифах и действительности суицида.

Хотелось бы коснуться именно пограничного между жизнью и смертью поведения детей, подростков, молодежи и обратить внимание родителей и педагогов на некоторые крайности как в их поведении, так и мышлении.

Сначала коротко лишь о некоторых общих чертах суицидального поведения, свойственных всем самоубийствам, которые описаны американским суицидологом Э.Шнейдманом в 1985 году.

♦ Общая цель всех суицидов – поиск решения той проблемы, в связи с которой, как следствие, могут возникнуть навязчивые мысли об уходе из жизни. Человек должен ответить себе на сложнейшие вопросы: «Как из этого выбраться? Что делать?» И слабая личность без посторонней помощи может не справиться с ними.

♦ Общая задача суицидов – прекращение потока сознания боли. Наступает отчаяние, чему способствует душевное волнение, повышенная тревога и высокий летальный исход (три составные части самоубийства).

♦ Общий стимул – психическая (душевная боль). Никто не совершает суицида от радости, он не может вызвать блаженства. Но если снизить интенсивность страданий, хотя бы совсем незначительно, то суицидент делает выбор в пользу жизни.

♦ Общая эмоция – беспомощность – безнадежность. Человек твердо определяет для себя, что он ничего не сможет изменить и у него единственный выход – смерть. Так размышлять не может человек с сильным волевым характером (я говорю о сформировавшейся личности, конечно).

Теперь о мотивах и поведении детей, подростков и молодежи, пограничном между жизнью и смертью, которое нельзя оставлять без внимания находящимся рядом  взрослым. Имея сходство с действиями взрослых, детское поведение отличается своими возрастными особенностями. Дети более впечатлительны и чувствительны, крайне импульсивны, с легко заметными перепадами в настроении.

Мотивы суицидального поведения.

Между жизнью и смертью.

11 основных мотивов суицидального поведения детей, подростков и молодежи:

  1. Глубокое переживание обиды, одиночества, непонимания со стороны родителей или сверстников..
  2. Действительная или мнимая утрата родительской любви. Ревность.
  3. Острые и не проработанные переживания в связи со смертью или разводом родителей.
  4. Чувства вины, стыда, унижения (как мнимого, так и случившегося).
  5. Страх позора, насмешек.
  6. Страх наказания, нерешительность или нежелание попросить прощение.
  7. Безответная любовь, несчастная любовь, беременность, переживания, связанные с сексом.
  8. Озлобленность, агрессия, чувство мести, угроза.
  9. Привлечение внимания к себе, вызывая у окружающих сочувствия, избегание трудностей.
  10. Подражание друзьям, героям фильмов или книг.
  11. Комплекс неполноценности.

 

Признаки депрессии.

16 наиболее ярких признаков депрессии у детей, подростков и молодежи, находящихся между жизнью и смертью (по А.Н.Маховикову):

ДЕТИ

ПОДРОСТКИ, МОЛОДЕЖЬ

Печальное настроениеПечальное настроение
Потеря свойственной детям энергииЧувство скуки
Внешние проявления печалиЧувство усталости
Нарушения снаНарушения сна
Соматические жалобы (физические боли)Соматические жалобы (физические боли)
Изменение аппетита или весаНеусидчивость, беспокойство
Ухудшение успеваемостиСосредоточение внимания на мелочах
Снижение интереса к обучениюЧрезмерная эмоциональность
Страх неудачиЗамкнутость
Чувство неполноценностиРассеянность внимания
Негативная самооценкаАгрессивное поведение
Чувство «заслуженной отвегнутости»Непослушание
Чрезмерная самокритичностьЗлоупотребление алкоголем или наркотиками
Замкнутость, неумение находить контактПлохая успеваемость
Агрессивное поведениеПрогулы в школе, других учебных заведениях

Нельзя утверждать, что один — два — три признака напрямую говорят о пограничном поведении детей, находящимся между жизнью и смертью, нет. Но и оставлять без внимания эти признаки тоже нельзя. А уж если их больше и они перетекают из одного в другой, обостряясь с каждым днем, нужно бить тревогу и не оставлять без внимания еще не сформировавшуюся личность.

Кто, как не мы, находящиеся рядом с нашим подрастающим поколением, нашими детьми, можем помочь им выйти из тупика? Кто, как не мы поддержим их в трудные моменты их жизни и мудро объясним ситуацию, в которой они оказались и могут оказаться внезапно.

В жизни может случиться все, а чужих детей не бывает!

Следующий гость в рубрике «Интервью» семейный психолог с большим опытом работы в психологической практике, очень позитивный человек, и в новом интервью мы будем говорить о том,  как наполнить мышление позитивом, делая тем самым вымещение негатива и как повернуть темную сторону непонимания к свету осознания. Не пропустите.

До скорой встречи.

Поделитесь, пожалуйста, этой статьей в социальных сетях с вашими друзьями, нажав на кнопки, находящиеся в левом верхнем углу на панели. Оставляя свои комментарии в самом низу страницы, вы можете открыть новую тему для размышления.